Доступная среда

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от от 1 декабря 2015 г. № 1297 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Распоряжение МИНОБРНАУКИ и молодежной политики краснодарского края № 47-1270/1611 от 03.02.2016г. "Об обеспечении условий доступности для инвалидов"

В МБДОУ № 19  в настоящее время имеются 12 воспитанников с ОВЗ (нарушение речи). Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 19 муниципального образования Усть-Лабинский район (для детей с общим недоразвитием речи). 

Дети – инвалиды получают образование в общеобразовательных группах в соответствии адаптированными образовательными программами на конкретного воспитанника.

1.Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ № 19 располагается в типовом двухэтажном здании, построенном в 1967 году. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Входная площадка имеет навес, звонок при входе, пандус. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. 

2.Наличие оборудованных учебных помещений Один кабинет учителя-логопеда приспособлен и оборудован средствами обучения и воспитания для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

3. Условия питания воспитанников, в том числе и ли с ОВЗ

Процесс организации питания в детском саду основывается на нормативных и методических документах по питанию. Основным документом является СанПиН. В ДОУ организовано четырехразовое питание на основе утвержденного десятидневного меню. В детском саду имеется картотека технологических карт, утвержденная заведующим. Один экземпляр картотеки находится у старшей медицинской сестры, другой на пищеблоке. На второй завтрак дети получают соки, фрукты, кисломолочные продукты. В питании детей используется йодированная соль, проводится обязательная витаминизация третьего блюда. Для информации родителей вывешивается ежедневно меню, утвержденное заведующим и подписанное старшей медицинской сестрой. Для младших воспитателей вывешена информация: график выдачи готовой продукции, норма порций – объем пищи в граммах для детей в соответствии с возрастом. В целях активизации работы по организации питания составлен план работы Совета по питанию на учебный год, программа производственного контроля, циклограмма контроля руководителя за организацией питания. Разработан план оперативного контроля «Организация питания в группах», схема контроля «Культура поведения за столом», диагностики по проверке пищеблока, склада для хранения продуктов. Члены Совета по питанию систематически следят за закладкой продуктов питания, за порционированием блюд на группах, за санитарным состоянием пищеблока, за качеством продуктов питания, доставляемых на склад с обязательным составлением акта. Соблюдаются требования к хранению продуктов, в наличии контейнеры, стеллажи, поддоны. Для хранения скоропортящихся продуктов в полном объеме имеется холодильное оборудование. При хранении продуктов питания соблюдается товарное соседство. Продукты питания поставляются в детский сад согласно поданных заявок. Заместитель заведующего по АХР, заведующий хозяйством, кладовщик, старшая медицинская сестра ведут всю необходимую документацию по организации питания. Продукты принимаются на склад с обязательным набором сопроводительных документов. При отсутствии, какого либо документа продукты на склад не принимаются. Контроль за организацией питания на группах осуществляет комиссия по питанию. Для детей инвалидов предоставляется бесплатное питание.

4. Условия обеспечения безопасности и охраны здоровья воспитанников МБДОУ № 19

В детском саду созданы условия для безопасного пребывания воспитанников и сотрудников. Охрана МБДОУ № 19 осуществляется: В дневное время – ООО ЧОП (с 8.00 до 17.00 часов), с 17.00 до 19.00 – сторож-вахтер, в ночное – ночной сторож(19.00 -8.00). Сотрудники осуществляют охрану объекта путём пешего патрулирования. Пропускной режим на объекте осуществляется в соответствии с Положением об организации пропускного режима МБДОУ, утвержденным руководителем учреждения. Вход на территорию МБДОУ посторонних лиц, осуществляется по документам, удостоверяющих личность с занесением записи в специальный журнал, пропуск сотрудников, родителей, сотрудников обслуживающих организаций – по спискам. В целях выявления потенциально опасных участков и предметов, охранники и сторожа совершают обход территории 5 раз в день, ежедневно. При подготовке мероприятий, связанных с массовым пребыванием детей и сотрудников, проводятся обследования помещений и территории с привлечением специалистов ОМВД. В МБДОУ в наличие первичные средства пожаротушения, планы эвакуации, знаки пожарной безопасности, табло «выход» и др. в соответствии с правилами ПБ. Помещения учреждения оборудованы средствами охранно-пожарной сигнализации с выводом на пост ООО «Брандмейстер». Два раза в год проводится испытание пожарного гидранта, внутреннего пожарного крана с составлением акта. В МБДОУ оформлен информационный стенд, который содержит схему эвакуации, телефоны аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности. В наличии система наружного видеонаблюдения, системы оповещения и управления эвакуацией, КТС обслуживается отделом вневедомственной охраны. Вход в ДОУ осуществляется через электронную калитку с домофоном, у сотрудников и родителей имеются ключи. Все работники учреждения в соответствии с графиком проходят медицинский осмотр, санитарный минимум, прошли обучение по пожарно техническому минимуму. Все педагоги ДОУ прошли курсы по повышению квалификации «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим». В детским саду имеется паспорт безопасности, утвержденный 2019г. Здание МБДОУ оснащено противопожарной сигнализацией, информационным табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности.

Одной из главных целей коллектива ДОУ является укрепление здоровья и совершенствование физического развития воспитанников. В ДОУ своевременно организуются медицинские обследования, проводятся профилактические прививки. Старшая медсестра регулярно проводит наблюдения за организацией оптимальных санитарно- гигиенических условий: обеспечение влажной ежедневной уборки групповых комнат, соблюдение воздушно-теплового режима, физической нагрузки на физкультурных занятиях. В ДОУ разработана система закаливающих мероприятий, которые осуществляются круглый год, их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды (ежедневные прогулки, хождение босяком минутки- пробудки, коррегирующие гимнастики). Стало традицией проведение «Дней здоровья» для детей, организации которых активную помощь оказывают родители. В детском саду проводится усиленное витаминизированное питание, обилие овощей и фруктов, использование фитонцидов (лук, чеснок). С детьми и родителями проводятся целенаправленные беседы о здоровье и физическом совершенствовании, спорте и гигиене, рациональная двигательная активность течение всего дня. В соответствии с учебным планом педагоги проводят физкультурные занятие, как в помещении, так и на воздухе, при этом стараются учитывать индивидуальные особенности детей. Воспитатели ежедневно проводят утреннюю гимнастику пальчиковую гимнастику, бодрящую гимнастику после сна, физкультминутки на занятиях с целью предупреждения переутомления. Ежемесячно руководителем учреждения проводится анализ посещаемости и заболеваемости воспитанников, имеется ежеквартальные планы популяризации дошкольного учреждения. Для оказания первой доврачебной помощи для детей инвалидов и лиц с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду функционирует медицинский кабинет. Все педагоги МБДОУ прошли кусы повышения квалификации по оказанию доврачебной помощи. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13.

5. Сведения о наличии доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным системам, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ № 19 – и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Информационная база ДОУ оснащена электронной почтой dsad19ustlab@mail.ru , выходом в Интернет, функционирует официальный сайт МБДОУ https://mbdou19ust.my1.ru В ДОУ имеются интерактивные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы).

6. Перечень электронных образовательных ресурсов, к которым есть доступ у детей, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ не имеется.

7. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

8. Кадровое обеспечение образования(наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В штате организации имеtтся 1 учителm-логопед, которыq организуют коррекционно-речевую деятельность с детьми с ОВЗ – с тяжелыми нарушениями речи/

Педагогических работников, получивших дополнительное образование для обучения инвалидов, нет.

9. Общежития, интернаты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ, не предусмотрено.

 

 

Информация о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах

В ДОО реализуется Адаптированная основная образовательная программа ДО для детей с ОВЗ (общее недоразвитие речи)

Информация об использовании при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Реализация образовательных программ не предусматривает применение программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

При поступлении в ДОО ребенка-инвалида создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса с детьми-инвалидами.

В ДОО имеются музыкальные и физкультурные залы, оснащенные необходимым оборудованием и пособиями для организации совместной деятельности педагогов с обучающимися, в том числе с детьми-инвалидами по направлению. Также в зале есть все необходимое для проведения физкультурных занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий с обучающимися.

В группах развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом возрастных особенностей обучающихся. В каждой возрастной группе развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает все виды деятельности. Среда групп регулярно пополняется современным игровым оборудованием

При необходимости развивающая предметно-пространственная среда будет обновляться с учетом потребностей детей-инвалидов.

Обеспечение доступа в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для того, чтобы люди с физическими, сенсорными отклонениями могли использовать пространство с минимальной помощью посторонних в ДОО постоянно ведется работа по усовершенствованию без барьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Все обучающиеся и дети-инвалиды в ДОО обеспечивается горячим питанием. Организация питания соответствует нормативно – правовым актам, регулирующим порядок оказания данной государственной услуги

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В ДОО создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья всех обучающихся.

Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья всех обучающихся, в соответствии с СанПиН

1) проводится ежедневный утренний приём обучающихся педагогами и медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию в присутствии родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.

2) раз в день медицинский работник проводит осмотр детей.

3) организовано динамическое наблюдение за самочувствием и психофизиологическим состоянием обучающихся, в том числе детей-инвалидов

Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности детей-инвалидов:

- при создании условий образовательной деятельности в ДОО учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида;

- обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса;

- чередование индивидуальных и подгрупповых занятий;

- повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса;

- корректировка времени для выполнения заданий;

- снижение темповых нагрузок;

- стимулирующая помощь взрослого;

- чередование видов деятельности;

- снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий;

- условия для двигательной активности ребенка (центр группы всегда остается свободным);

- подбор специального дидактического материала и т. п.

Доступ к информационным системам и информационно – телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

На сайте ДОО имеется версия для слабовидящих

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для организации совместной и самостоятельной деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно – исследовательской и пр.) обучающихся, в том числе детей-инвалидов возможностями здоровья, имеется коррекционное оборудование: мягкие модули, мягкие маты, «сухой бассейн», массажные мячи, набивные мячи, «дорожки здоровья», большое количество дидактических игр для развития мелкой моторики т. п.